ОСОБЕННОСТИ КНИЖКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЕЁ СОЗДАНИЯ

«Если тебе не хотят верить, что ты сам придумал что-то замечательное, можешь быть уверен - ты придумал что-то исключительно замечательное».
Стас Янковский

«Вот книжка на столе,
весь разговорчик о добре и зле»
И.Бродский «Шествие»

"Проза заменяется реалити-шоу".
Сергей Минаев

Представляемая Читателю книжка отличается от бумажных прототипов, представляя собой произведение сетературы, объективно отвечающее технологическим параметрам инета,  IT   и субъективно - особенностям современного читателя;

главный герой - синтетический, обобщенный герой-мистификант, современный обобщенный образ героев классической литературы (Печорина, Чацкого, витязя в тигрвой шкуре, Анны Карениной, Швейка, Чонкина и тд.) в сплаве с современником;

этот герой поселён в новой, виртуальной среде – Рунете. Конкретно - в мощном социологическом слое, срезе, страте русскоязычной аудитории - читателей, авторов, гостей, комментаторов, наконец, Составителя сайта «Анекдотов из России». Да ещё в актуальном ныне режиме «реалити-шоу»;

герой не только критически оценивает окружающую обстановку (в соответствии с канонами критического реализма), не только указывает пути борьбы со Злом, пользуясь ленинизмом марксизма как огнестрельным методом (социалистический  реализм), но и предпринимает по-Дон-Кихотски отважные вылазки из виртуального мира Книжки в реал для непосредственного участия в затронувших его событиях (условно назовём это историческое продвижение соцреализма  «капиталистическим реализмом»);

если в рамках традиционной технологии автор в тиши, будь то Ясная Поляна (Толстой) или Лубянка (Лимонов), напевая «Служенье муз не терпит суеты!», завершает рукопись и отдаёт в печать, а читатели получают конечный «продукт», то по новой, интернет-технологии Книжка, транспарентно произрастает на глазах и с участием читателей в режиме реалити-шоу: на "родительском" сайте "Анекдот.Ру" самым случайным образом публикуются отдельные странички в виде опусов - анекдотов, историй, афоризмов, стишков, карикатур, а на дочернем «Аликдот.Ру» они расставляются по своим местам в общей мозаичной картине Книжки  "... с небычайной легкостью, буквально как мячи в сетку..." (М.Зощенко, "Голубая книга");

В отличие от «бумажной» формы литературы, где изданное произведение считается завершенным, хотя возможны и переиздания, для сетевой Книжки в этом смысле характерен дуализм: с одной стороны, Книжка в любой момент времени завершена, но с другой – в тот же момент может появиться новая страница или исключена старая, перестроена структура, и т.д. А попробуй уничтожить весь тираж уже изданной «бумажной» книжки, если обнаружил какое вопиющее обстоятельство против выхода в свет? Такие попытки нередко имели место в литературной жизни, а сколько несбывшихся желаний типа «Лучше бы она не выходила!»

Пример из почти моей личной жизни, когда один из моих научных руководителей профессор П.М.Сосис во введении к книжке «Статически неопределимые системы» назвал алгоритмический язык АЛГОЛ-60 «всеобъемлющим». Я, как соавтор, пытался было его убрать категорическое определение, но не шьмог. (На правах примечания – популярный анекдот про старую клячу. Она обратилась к игроку на бегах:
- Это мой последний шабег, меня хотят шьписать на шьиводёрню. Пошьтавь на меня – я пошьтараюсь, шьёрвёшь кушь!.
Он поверил, поставил крупную сумму – и проиграл: кляча приползла на финиш последней, не предприняв никаких попыток к бегу. Лузер к ней с упреками:
- Ты же обещала!
- Не шьмогла!)
. А за полтора года, пока издательство «Будiвельник» выпустило нашу книжку в свет, Пётр Моисеевич убедился, что АЛГОЛ-60 – вовсе не «всеобъемлющий», а один из мощного континуума языков программирования, и готов был уничтожить весь тираж, а меня упрекал в недостаточной настойчивости в отстаивании своих взглядов! Во всех экземплярах, которые дарил с автографом, это ужасное слово он вычёркивал сам, а на склад готовой продукции отправил почти всю лабораторию – вымарывать позор;

задействована мощная оперативная многоканальная обратная связь с читателями. В традиционной, бумажной литературе, такая связь наличествует – письма в редакцию, творческие встречи, т.п. Но в инете обеспечивается гораздо большая оперативность и доступность, сразу после выхода опуса читатель может задавать вопросы автору, обсуждать текст – весь или отдельные части. Полезные замечания учитываются немедля – вносятся небходимые исправления, уточнения и дополнения. Многомиллионная публика становится коллективным редактором и корректором, от которого не ускользает «кажина чепушичка»;

коллектив героев, представленных автором, получает массированное подкрепление из героев невыдуманных - они приходят сами и являют себя, вступая в той или иной форме во взаимодействие с "Аликом": отзываются об опусах, ругают или хвалят "Алика", ввязывают его в полемику, пародируя или даже "никопёря" – получившая распространение новая, чисто интернетная подлянка анонимов – выступать под чужим именем. В нашем случае - "Алика";

так или иначе, герои второго и следующих планов, с одной стороны, обогатили и оживили среду обитания Алика, во многом усилив её коммуникативность, с другой - явили себя, и в себе - различных представителей homo sapiens (homo sоvetiko, homo hamo, homo emigranto, homo patrioto, etc.). В этом качестве они и были утилизированы в книжке, превратив её в полнокровное литературное произведение. Претензии от них не принимаются - автор неоднократно  предупреждал об этом и честно пообещал  за это не платить - он никого не ангажировал, тем более, они выступали анонимно;

мультимедийность текста: в вебстраничках используются не просто статичные иллюстрации, как в бумажной литературе, но и звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями, видео и т. п.;

содержание текста, стиль, характер шрифта, расположение текста, иллюстрации, используемые мультимедийные средства, бэкграунд каждой вебстраницы подчинены единому замыслу, поскольку вебстраница создаётся в рамках общего авторского, унифицированного дизайна Книжки, и в то же время стилевых особенностей материнского сайта. Свиная рожа из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», из которой, ИМХО, вышла юмористическая ипостась русской литературы, вылезшая в заголовке «Анекдотов из России», пробегает и по вебстраницам Книжки, проявляясь в таких «героях», как религиозный ханжа, стукач и провокатор Старик Портянкин; двоечник Флуд; отставной налоговый инспектор Franzel, стенающий о временах, когда он мог «вкрутить ствол АКМ в зад главбуху» или тем же автоматом в момент оборотить любого вальяжного бизнесмена в тварь дрожащую; лающий по-дворняжески из подворотни анонимности Пудель Барбос; немецкоподанный мойщик сортиров «тысячник» Ost и, наконец, Главная  Свинья сайта – его Составитель;

параллельно с опубликованием новых веб-страничек идёт сборка опубликованного в Книжку. В отличие от бумажных статичных изданий, Книжка по сути своей динамична. С накоплением опусов по какой-то одной теме они выделяются в отдельную главку (подглавку), создается новое подразделение Книжки, главки могут группироваться и в новую подструктуру более высокого уровня, то есть происходит динамическая перегруппировка (перестройка) Книжки или отдельных её частей - в зависимости от накопления изменений в содержании, событий общественной жизни, а то и текущих увлечений автора. Глубина рекурсии – 3 уровня: глава (первое подразделение Книжки по крупным темам, например, «Государство», «Спорт», ... «Цветы жизни»...), главка (подтемы, например во «Власти» - «Президентоведение», .. «Религия – опиум для народа», «Образование» ...«Искусство»), а уже в главках кучкуются отдельные кирпичики-опусы, связанные между собой по смыслу.

Таким образом, Книжка складывается из крупных глав, по сути - книжек, которые читатель может выбрать по своему вкусу, самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту: любитель спорта – в тексты главы «О спорте», исследователь нравов – «Их нравы» или «Знай наших», детской литературы - "Цветы жизни" и т.д. - каждый, надеюсь, найдёт для себя немало интересного. Да и сами тексты, по признанию Читателей достаточно оригинальны, ознакомиться с такими можно, в основном, в Книжке, разве что какие попали в СМИ. В общем же - ничего нового в подлунном мире: просто новые времена - новые песни!