КАРМЕН

 
 

 

 
 

В киевском балете на льду где-то в 80-х поставили «Кармен». Спектакль удался и пользовался большим успехом. Особенно при­шлась публике драматическая развязка, когда ревнивый Хосе энер­гично убивал свободолюбивую цыганку и грубо швырял наземь... 

Впрочем, наземь – это виртуально. А в реале фигуристка-испол­нительница роли крепенько билась об лед. Профсоюзное собрание трудового коллектива балета постановило покончить с разгулом некрофилии и впредь убиенную работницу табачной фабрики Кармен прикладывать ко льду бережно.

Ушибы прекратились. Но остались простуды – каково было распластанной на льду разгоряченной и почти обнаженной прима-балерине, пока Хосе исполнял танец посмертного страдания, а затем, уже полный праведного раскаяния, возвращался к остывающему телу любимой. Пускай всего-ничего через несколько минут, но и за такое время бедная артистка могла окоченеть в холод­ный труп.

Конечно, это усилило бы социали­стический реализм постановки. Но где напастись одноразовых Кармен в стране, в которой, к примеру,  шприцы, презер­вативы и полиэтиленовые пакеты даже в отчетах Госкомстата относились к изделиям много­разового пользования? 

... Когда обе основные исполнительницы роли Кармен забюллетенили, профсоюзное собрание трудового коллектива балета постановило складировать убиен­ных Кармен на теплую подстилку.

Выполняя постановление, режиссер-постановщик, народный артист СССР Вахтанг Надирадзе изменил либретто. В помощь Хосе в умерщвлении любвеобиль­ной героини в спектакль ввели пикадоров, коллег соперника Хосе - Эскамильо.

По оригинальной задумке режис­сера, Хосе исполнял с жертвой танец смерти, вонзая в нее кинжал под марш «Тореадор, смелее в бой!». А в это же время его боевые ассис­тенты должны были разом сбросить с плеч долой расшитые золотом ватные плащи, да так, чтобы на хладном месте преступления учинился теплый смертный одр.

И вот на него стремительный Хосе, кончив мокрое дело,  должен был водрузить бездыханное тело Кармен... А затем, лба не перекрестивши, приступить к оплакиванию несчастной любви много­оборотными прыжками, разно­образ­­ными пируэтами, витиеватыми серпанти­нами... И другими изобразительны­ми средствами ледовой хореографии в постановке главного режиссера балета, народного артиста СССР Вахтанга Нади­радзе... 

Вестимо, теплое местечко на льду облег­чило, если вообще ни спасло жизнь исполни­тель­ницам роли Кармен. Зато пылкого Хосе поставило перед сложной производ­ствен­ной проблемой: попробуй на скорости, да в музыку попасть партнершей в этот  самый  гре­бан­ный смертный одр, дислоцируемый где ни попадя бестол­ковыми пикадорами, этими пидарами из кордебалета...

Потому бравый бандит не очень-то выру­ливал с убиенной Кармен, и, чтобы не перелететь с нею через плащи, приледнял партнершу как бог на душу положит. Дальше прожектора набра­сывались на него, отвлекая публику. Ей, родимой, неудачливый герой-любовник являл виртуозный танец праведного раскаяния.

Зарезанной же Кармен приходилось в темноте ползти к заветной плащ-подстилке, матеря почем свет безалаберного убийцу. А когда она добиралась до свята места и укладывалась в смертной позе, заданной режиссером-постановщиком, часть прожек­торов переводилась на нее, и тогда Хосе на пташкиных крыльях любви летел к бывшей пассии – оплакивать ее трагическую кончину. 

К счастью, публика этой маленькой нестыковки не замечала. Ну кому уже была нужна эта ползущая во мраке, отжившая свое похотливая дамочка? Да еще когда в центре внимания - ярко засвеченный  прожек­торами мастер спорта международного класса, чемпион СССР, победитель и призер многих международных турниров Хосе, страж­дущий многооборотными прыжками, разнообразными пируэтами, витиеватыми серпан­ти­нами...  

В общем, спектакль с неизменным успе­хом проходил во многих городах Советского Союза, а потом и братских стран социали­зма.

Правда,  на премьере в Берлине случился небольшой прокол, едва не стоив­ший труппе премиальных, да еще в дойчемарках. То ли Кармен замешкалась, то ли освети­тели-аборигены поторопились, но когда навели прожектора на плащ-площадку, трупа цыганки в точке вбрасывания трагически не оказа­лось. Тогда педантичные немцы приняли­сь старательно шарить лучами прожекторов по льду, вроде как искали вражеский самолет в небе. И таки поймали в перекрестье лучей зверски убитую девушку на полпути к цели да любезно освещали несчастную до последнего вздоха на смертном одре. 

... Конечно, не трудно представить: звучит бессмертная музыка Бизе; убиенная, но пылкая (уже от холода) Кармен по-пластунски ползет по льду, выхваченная прожекторами; вокруг нее выписывает смертельные пируэты Хосе, страстно обеспо­коенный премиальными, - и потому весь в нетерпеливом ожидании финиша скорбного пути партнерши,  чтобы, наконец, ЕПТМ, припасть к остывающему телу любимой.  

... Но представить себе судорожные рыдания из-за кулис остальных артистов труппы да неудержный хохот обычно чопорной немецкой публики – это уж куда тяжелее!

© Алик, театрал                                  http://www.anekdot.ru/an/an0202/o020227.html#11