Глава 3. ЛЮДИ  


 
"Я знаю - город будет! Я знаю - саду - цвесть!
Когда такие люди у Сан-Франциско есть."


В.В.Маяковский."Хорошо!" (авторизованный перевод с русского на суржик А.Кимры)


 

 3.1. «Вы гляньте на этот мир – и посмотрите на эти бруки!»


 

Говорят, что Господь, созидая мир, человеческим фактором озаботился только на шестой день, когда порядком уже подустал. А нью-йоркский портной Рабинович шил штаны одному богатому клиенту два месяца. И когда клиент попрекнул его Богом, сотворившим мир куда за более короткий срок, Рабинович с негодованием его отбрил: «Вы гляньте на этот мир и посмотрите на эти бруки!». Потому и я начну с Божьего творения шестого дня - человеческого фактора. Точнее – с людей.
Дома, сооружения – это потом, когда начинаешь оглядываться по сторонам и задирать голову. С впечатлениями о городе, его архитектуре изысканного викторианского стиля, достопримечательностях - еще успею. В конце-концов ведь не в одной только красивой Пензе (где учился в строительном) прожил жизнь, и не просто повидал, а хорошенько рассмотрел такие города-красавцы, как родной Киев, Петербург (начав с Ленинграда), Москву, Вильнюс, Прагу, Мюнхен, Париж, Берлин, Каменец-Подольский, старинные немецкие городки типа баварского Пассау – и многие другие. И отчитался об этом в своих книгах серии «Путешествия с пуделем в ПЕРЕСТРОЙКУ». Да и как студент строительного вуза изучал в курсе архитектуры многие древние и современные города и веси, здания и сооружения, как говорится, от Ромула до наших дней, начиная с «водопровода, сработанного рабами Рима» и заканчивая космической станцией «Мир». Наконец, и самому довелось поучаствовать как конструктору и расчетчику в создании достаточно суперсовременных сооружений, работать с архитекторами, которых на поминках уже после третьего тоста объявляли выдающимися. Да и суперовый журнал «Архитектур де журдеи» был моим настольным лет 20!
В общем, веду к тому, что никакой архитектурой меня уже не удивить. Поэтому, в отличие от советской лирико-фронтовой песни «Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки? А девушки – потом!»,- у меня сначала девушки, и только после них - город. Разумеется, не только девушки. Но и дедушки, бабушки, вообще - все Люди славного града Сан Франциско. 


 

3.2.Францисканы и францисканки


 


Правда, начиная впечатления не с города, а людей, обитателях города Сан-Франциско, я столкнулся с проблемой, как их называть. Определенный опыт у меня, вестимо, накопился. Кажется, я первый дал определение пензенским аборигенам: пензюки. Затем «самаритяне» со своими самаритянками. Уланы-удинцы со своими улан-удочками. Петербюргеры с петербюргейшами. Сантабарбароссы с санта-барбарисками. Гонолульцы с гонолульщицами. Санта-кларки... И, наконец, санфранцисканы и санфранцисканки. Если не обидятся.


Ничего неожиданного францисканы и францисканки для меня не представили, поскольку знакомство с американцами водил давно. В молодости, в конце 50-х, у меня был бурный роман с американской студенткой-журналисткой, прекрасной ebony girl. Мы познако-мились в комсомольско-молодежном лагере в Крыму, и оба жутко рисковали: за связь с иностранкой меня бы немедля выслали из лагеря комсомольско-молодежного, а ее за связь с евреем – вообще из социалистического.
Тэсс очень хотелось поиметь русского. Я так и не признался, что еврей, дабы не огорчать милую девушку-негритянку, ибо знал из газет, как у нее дома, в США, ее огорчают расисты-куклуксулановцы. Тэсс составила мне самое лучшее мнение о цветных американках, да и американцах вообще. Это мнение не смогла развеять даже самая могучая в мире советская пропаганда, ибо я, будучи сам лектором-пропагандистом, знал ей цену.
Летом 1972 года я познакомился с американскими студентами и спас их от голодной смерти в Гантиади (см. Заметку «Леселидзе» в «Путешествиях на отдых»).
Потом знакомство с американцами расширили видеокассеты – благодаря трудам (моим) и заботам (сына) у нас появился импортный видик почти у первых. Кажется, даже раньше того самого Рабиновича, для которого в своё время начало вести свои передачи Цветное телевидение СССР – у него одного был тогда цветной телевизор. А иметь видик в андроповско-черненковские времена было таким же криминалом, как иметь радиоприемник во время Великой Отечественной войны. Я как-то вечером гулял с Атосом в одном неплохом дворе кооперативного дома - и вдруг во всем доме погас свет, а из окон начали вылетать ... импортные видеомагнитофоны. Оказалось: сотрудники КГБ проводили акцию по изобличению кооператоров в просмотре запрещенных видеофильмов (а незапрещенными были только "Малая земля" и "Возрождение" - по бессмертным книгам Брежнева). За "Рэмбо" или порнушку можно было схлопотать немалый срок. Акцию же организовали так: вырубили свет, а при обесточивании видеокассеты извлечь из видиков  невозможно. И если бы при обыске был доказан факт запретного просмотра, хозяев бы сразу повязали. Потому они предпочли избавиться от улики, даже столь дорогой. Наша семья, к счастью, не жила в таком крутом доме, да и как нищие ученые мы были вне подозрений. И вне этих подозрений просмотрели не одну сотню американских фильмов.
Позднее, в 93-м, у меня три недели жил стопроцентный янки – инвестор одного совместного проекта.По мотивам его проживания я даже написал легенду "Американец" и включил ее в "Легенды Собачьей Тропы". Кстати, именно в дни, когда он у меня жил,  моему институту поручили контрольный расчет прочности жутко современной российской субмарины.
Работа – суперсекретная, усиленные меры предосторожности, подписки... Общие совещания проводили в кабинете директора, за очень закрытыми дверьми. И вдруг хватились меня. Директор позвонил мне домой по громкой связи, и взявший вместо меня трубку американец гордо произнес с сильнейшим акцентом свою первую фразу на русском.. Первую, но какую: «Мистер Риженко в уборной!». Я уж не говорю, что случилось с коллегами, участниками совещания, а мне пришлось объяснить, что как только я приступил к секретной теме, ЦРУ сразу прислало ко мне своего резидента.
Еще меня хотела обратить в свою веру молодая американка, рьяная адвентистка 7-го дня, делегатка проходившего в Киеве Всемирного конгресса. И для достижения своей высокой миссионерской цели она не погнушалась ничем, даже мною! Я, грешным делом, не устоял перед искушением, совершенно потеряв голову. Но все же сберег большую часть своего атеизма. И если стал адвентистом, то не дальше второго дня. Но уж никак не седьмого!
А когда отечественные проповедники пытались вовлечь меня в свидетели Иеговы, их постиг полный облом: советский человек - не ходок ни в какие свидетели. Не зря же Остап Бендер в свой жульнический реквизит включил милицейскую фуражку. И любое нежелательное скопление советских людей, он, нацепив фуражку, разгонял одной фразой: «Свидетели есть?»
Случались у меня контакты с американцами и по работе. Всегда нравились их деловая хватка, оптимизм и порядочность в делах.
... В целом же американцы, с которыми в своей жизни имел дело, были для меня единичными, вроде как суперстарс. А здесь, в Сан-Франциско, мне пришлось уже столкнуться с массовкой. Как говорит-ся, с man-in-the-street, т.е. с самыми рядовыми американцами. 


 

3.3. САН-ФРАНЦИСКО И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


 

Увы, слово «столкнуться» явно не подходит – я ни с кем не сталкивался, а мило общался. Потому как здесь главное в отношениях между людьми – доброжелательность, уважение прав и личности другого, уж точно независимо от цвета кожи, расы, одежды... И это не декларации о намерениях, а действующие законы и механизмы их реализации. Ну, хотя бы институт переводчиков более чем с десятка языков в государственных и лечебных учреждениях! Да множество русских, китайских, испанских, вьетнам-ских и Бог его знает еще каких изданий, радио- и телепередач. Сразу напросилось сравнение с покинутой Ненькой и топорным стрем-лением её властей разделить население на "белых" и "черных", "чистых" да "нечистых" граждан первого и второго сорта - "щірых українців" и так называемых "російськомовних". Да последних подвергнуть насильственной украинизации. И под этим новым гнетом оказалось преобладающее в Украине русскоязычное население, куда более грамотное и квалифицированное, нежели повылезавшие из бандеровских схронов новые хозяева страны. По сути  варвары, сохранившие средневековье под многовековым  игом польской окраины (отсюда и название - "Украина", и польское определение украинцев - "быдло"). Украина в нынешних границах волею случая свалилась правителям как дар небес, впридачу с Крымской, Донецкой, Луганской, Одесской, Николаевской, Харьковской и еще какими землями - на халяву. И они сразу, дорвавшись до власти в "своей" державе, ничего лучшего не сообразили, чем гнобить "москальську" мову, а заодно ее носителей. И рады бы от них избавиться от "східняков", да жаль расставаться с ценными землями да мощной индустрией, созданной еще советским народом. И дорогого стоят запреты родного языка в городах, где никто и никогда не говорил по-украински сотни лет. Да табу на кинофильмы и театральные постановки на русском языке (при этом на других - разрешаются - во какие мы демократы!). Задавлено телевидение и радиовещание на русском языке, а русские фильмы пускаются с титрами на украинском, превращая в гомерические "сміховська" самые печальные мелодрамы. "Чиста" по-нашенски: не самим за те же деньги сотворить фильм не хуже, а нагадить "москалям". И сразу вспоминается знаменитая комбайнерша, Гертруда, маяк советских времен Марія Демченко с ее "А чи срати стати? (укр., в переводе - "Это стратостаты?"), "Де мені папір діти?" (укр., в переводе - "Куда деть бумагу?"). Уже молчу о "классике" типа «Чи гепнусь я, дрючком пропертий,
Чи мимо прожбурляє вiн»
(„Паду ли я, стрелой пронзенный,
иль мимо пролетит она.“),
это вроде шутка. А вот уже не шутка, а отрывок из школьного учебника, где учеников вроде знакомят с Пушкиным. Но не в оригинале, а в "перекладi на українську мову": "Зима! Радiючи, в гринджоли
конячку селянин запрiг.
По першопуттю через поле
вона чвалає, вчувши снiг".
("Зима! Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
плетется в гору как нибудь.").
Но и это ещё, как говорится, не беда. А вот когда первоклашек, для которых русский - родной, зомбируют идиотическими колядками да прислів`ями типа "Діду дай ковбасу, я тобі корову попасу. А не даш  ковбаси, сам тоді її паси... й я ще її тобі потравлю" (!!) - и  дальше в таком духе. Ну, не возражаю я против фольклора, но если это уже почти всё, то имя этому - маразм, и когда это - вместо лучших достижений мировой культуры, - просто преступление. Как и вообще навязывание населению убогой шароварной культуры.  Русские школы ужe практически на излете. Во многих вузах еще при Советской власти русский язык агрессивно вытеснялся украинским, и это сдерживалось лишь отсутствием на украинском научно-технической терминологии, литературы да учебников. И  уже упомянутое в насильственное "крещение" - перевод имен на украинский? Когда в Нэзалэжной Украине вышел  закон про «Державну мову», наш директор НИИ издал приказ о переводе института на энтую мову. ЭВМ предписывалось впредь именовать ЕОМ (Електроно-Обчислювальною Машиною). Проектно-Вычислительный Центр (русское сокращение - ПВЦ) стал Проектно-Обчыслювальным Центром (сокращенно - ПОЦ), и т.д. А какой-то умник прицепил Дополнение к приказу - о переводе на державну мову фамилий сотрудников: с такого-то числа считать Ноябрева - Лыстопадовым, Первомайского - Пэршотравнэвым, Октябрьскую - Жовтнэвой, Настоящего - Справжнiм, Крысову - Щурен-кой, Гуляй-Поле - Насценком, Рабиновича - Попенком, Клигермана - Розумненком, и т. д. Фамилии Панiбудьласка, Добрийвечiр и Обсери-Каблученко - не трогали, т. к. они УЖЕ. Также не изменили фамилий Ахотгуляну, Насруллаеву и Гулиелигулашвили, чтобы в их лицах  кавказской и средневосточной национальности не задеть достоинство надружившихся народов. И мне, как интернационалисту украинского разлива, пусть уже и  на вынос, хотелось бы спросить отцов-основателей "незалежної української держави " - невдомек им, что ли,  желание миллионов людей сохранить родной язык и передать его своим детям  может быть не менее важно, чем развитие украинского языка за счет уничтожения языка русского? А следующий этап - уничтожение русского языка наиболее эффективным способом, вместе с его носителями? Разве не должна быть у дэржавы, претендующей на "эвропейський выбир", свобода выбора у ее граждан? И этой свободы, одно из фундаментальных прав личности, часть населения, да еще производящую 90 % ВВП, насильственно лишают в лучших советских традициях, когда всех огульно гнали в светлое коммунистическое будущее, не спрашивая, а нужно ли оно им? Так нужна ли мне держава, где меня будут втапливать в болото средневековья, зато "українське"!- под идиотическим лозунгом "ми - українці, бо ми того варті!". Очень попахивает "Deutschlandlied!" ("Германия превыше всего!") - мы это уже проходили. И все это сеет семена раздора, и рано или поздно это искусственное образование десятка самых разных языково-этнических зон рассыпется к едреней фене, если до дорвавшихся до власти национал-экстремистов не дойдет - надо постепенно, эволюционно обустраивать страну, поднимать экономику, развивать культуру и мову, в свободной конкуренции с русским языком и культурой, а не силовыми методами, с грубым нарушением прав миллионов людей жить в привычном культурном пространстве и учить детей на родном языке, овладевая при этом и украинским. В конце концов даже жители Советской Украины, которые учились и в русских школах, прекрасно владеют мовой. И я сам как пишущий пользуюсь ею, когда благодаря смачности и юмору на русском лучше не скажешь.  Да и в украинских селах, где украинский преобладает, калякаю на нем, а во время лекций во Львове, Ивано-Франковске и других карпатских городах да весях выступал только на мове. Но чтобы моя дочь вместо классиков мировой литературы учила убогие колядки и "вірші" вурдалака Шевченка в обработке Куліша - то це вже вибачте, панове. И на хрена мне такая страна? Бороться? С кем и как? Ну, не гожусь я на борьбу, не моё. Пассивно ждать, когда лопнет этот мыльный пузырь и на мокром месте начнут чего-то делать по-человечески? Да мне для этого слишком много лет, потому свое несогласие могу выразить только ногами. Что и сделал, реализовав свое право, записанное в "Декларации прав Человека" - свободу выбора места проживания на планете Земля. И очутился в Сан-Франциско - одном из городов страны, куда более развитой и свободной, нежели бедная родина, где нацинал-экстремисты  не строят  страну для людей, а по-большевистски выстраивают людей под Вэлыку Дэржаву. И в этом я оказался отнюдь не оригинален, разделив судьбу сотен тысяч соотечественников. Кстати, и подавляющая часть деток нашей элиты учится и оседает здесь, в США, готовя плацдарм и для родителей. То есть, наша украинская элита свое будущее с дорогесенькой Ненькой не связывает, американская мечта любого "патриота" Неньки - любыми тяжкими сколотить там капиталец и смыться с ним в Америку. ... Об одном из таких патриотов, наиболе близким к осуществлению украинской american dream, много пишут местные калифорнийские газеты. Это  - бывший премьер-министр Украины Павел Иванович Лазаренко, который пока мотает срок в сан-францисской каталажке, но вот-вот выйдет на свободу в качестве  самого богатого и уважаемого члена украинской диаспоры в Америке. О нем здесь поговаривают как будущем главе Всемирного союза украинцев, а, возможно, и будущем Президенте Украины - американцам на этом посту свой в доску "сукин сын" вовсе не помешает, этот будет отрабатывать прощение, свободу и богатство во всю катушку. ... А пока спущусь на славную землю Калифорнии, к простым сан-францисским горожанам, моим нынешним землякам...


 

3.4. Hi! Hello! How are you?


 

... каждый из которых при встрече привечает тебя чем-нибудь типа Hi! Hello! How are you? Good morning! Good day! Good evening! Да с такой сердечностью, что ты готов тут же поделиться с ним сокровенным и выпить, кстати. Со временем понял, что это все у них вроде как «здрасьте». И узнал, что надо говорить в ответ. Правда, первое время, когда думаешь еще на русском, а потом уже переводишь, впопыхах теряешься и вместо Hi! Hello!, тупо отвечаешь O,key! ... Напоминая сам себе историю про Нового Русского по фамилии Петренко, который в крутом западном отеле спускается утром в холл, и на «Morning!» администратора отвечает: Петренко. На следующий день история повторяется. Наконец, на третий день Петренко, уразумевший, что «Morning!» и есть «С добрым утром!», спустился в холл и администратору: «Morning!». А тот ему в ответ: "Петренко!"
В общем, как говорю в таких случаях, и у они у нас чему-то учатся. Например, западные люди уже научены нами, что если на металлической запаянной банке написано «Икра лососевая», то это вовсе не значит, что там икра поименованная, а не кабачковая или вообще просроченная морская капуста.
А с доброжелательными приветствиями мужчин, сеньоров, пожилых женщин я как-то освоился и стал отвечать достойно – знай наших! Но вот когда навстречу тебе идет симпатичная женщина или девушка, к примеру, милейшая китаяночка, сисястая мексиканочка, попастая негритяночка, да еще нежно улыбается тебе так, вроде о свидании с тобой мечтала всю жизнь, да ангельским голоском поёт «Хелльоуу!» – ну, все, потеря пульса. Забываешь все на свете и сразу жутко разыгрывается воображение. Может, она мою седину живот не углядела против солнца? Или с моего возраста из-за темных очков скинула годков хотя бы 30? И начинаешь лихорадочно соображать, ну как бы к ней подвалить? На кого бы закосить? Да ведь никаких шансов – свежего русского видать здесь за версту, даже не понимаю, по каким таким признакам? 
Хотя сам я наших распознаю сразу. Ну, кто на улице застегивает ширинку? У кого шнурки завязаны еще пионерскими бантами? У кого на руке «Командирские часы» - пылевлагонепроницаемые, ударостойкие? Ну, кто еще держит во рту папиросу, как в зоне, да еще и «Беломорканал»? Кто еще приходит за фудстемпами в парадном костюме, начищенными штиблетами, при галстуке да белой рубашке, т.е. одет, как президент крупной американской компании. Кто еще может подъехать к магазину на "Мерсе", весь в перстнях, с золотыми цепочками и браслетами на чем только можно и на фудстемпы набрать черной икры? Кто еще держит в руках кипу бесплатных русских газет? Кто еще в очереди норовит потеснее прижаться к переднему, да не из каких там извращенных побуждений, а из опасения, чтобы не влез без очереди тот, «кого тут не стояло»? Кто еще говорит «спасибо» продавцу – здесь принято благодарить наоборот...Кто еще на вопрос "How do you do?" начинает подробно рассказывать о своих неприятностях? Кто еще на американской свадьбе объясняет гостям, что «мы, русские, после первой не женимся»? Потому как «между первой и второй перерывчик небольшой». Американцу это понять просто не возможно, он теряется, не понимая, что речь идет о рюмках, а не о женах. И вообще чтобы хоть чего понимать в наших обычаях и ндрравах, надо лет десять прожить в Совке. В общем, как у нас говорится, «птицу видно по полету, добра молодца - по соплям».
Впрочем, русских здесь уважают. Во-первых, они внесли немалый вклад в становление Сан-Франциско - еще с времен, когда основали форт Росс. Во-вторых,  нынешние выпускники «школы коммуниз-ма» достаточно быстро становятся на ноги и занимают довольно высокие позиции уже в своем первом поколении эмиграции. А уж если говорить о поколениях, предыдущих последнему (уже четырех!), то те уже в полнейшем порядке. Например, практически у всех выдающихся актеров и режиссеров Голливуда – русские корни. То же и у многих акул бизнеса и пера, и прочих. Причем русскими тут считаются все, кто от нас, будь ты евреем, грузином, украинцем. Это уже твои подробности, кем тебя пасли в Совке Компетентные Органы в пятой графе Личного листка.
Во всяком случае, чуть ли не в первые дни пребывания в городе, мне довелось увидать такую уличную сценку. Возле самого большого на Западном побережьи православного собора стоит пьяный в стельку прихожанин, рвет на себе рубаху и орет на весь бульвар Гири:
- Русский я, бляди, русский!
Напротив него приостанавливается маленькая старушка-одесситка с кучей пакетов с провизией и спокойно его наставляет:
- Ну, что ты к`гичишь! Ми тут типег` все г`усские!:


 

3.5. Пятая графа


 

Вообще-то в Сан-Франциско национализма нет, но «пятая графа» есть: надо указать цвет кожи, вроде для статистики, чтобы знать, какие группы населения, и учитывать их специфические потребности и нужды. В конце концов это по-американски: куда практичней, чем заводить целые службы, как в Совке, для обмеривания носов и отслеживания предков. К тому же в Совке эти службы «обслуживали» единственную национальность – еврейскую. Здесь же такое обилие этнических групп, что в райкомах республиканской или демократи-ческой партий пришлось бы заводить громадные отделы. А цвет кожи – сразу видно, и, если ты японец, попробуй выдать себя за афро-американца (в сегодняшней Америке это раса - самая равная среди равных).
Кстати, я не оговорился: именно «афроамериканца», слово «негр» здесь – оскорбительное. Думаю, соответственно, чтобы не обидеть ни еврея, ни украинца, ни кацапа, их тоже надо называть афроевреями или афрожидами, афроукраинцами или афрохохлами, афрокацапами. Когда я высказал это справедливое пожелание на языковом тесте в лингвистическом колледже, преподавательницы, милые американки средних лет, поинтересовались: а что, Украина – в Африке? Я попытался их успокоить: нет, Африка – в Украине. И мне удалось достичь своего: они успокоились, пополнив свои глубокие географи-ческие познания. А сам призадумался: что же такого оскорбительного было в имени прекрасной «Диты», если ее стали называть Афродитой? Но так ни до чего и не додумался... Как-то без Шляпы, что осталась в Лос Анжелесе, думалось тяжелее. Не зря же пословица гласит: голове тяжело – мыслям легко.
А вот как теперь должны выглядеть известные анекдоты при соблю-дении американской политкорректности.
Едут в одном купе афроамериканец и афрохохол. Подошло время ланча. Афроамериканец извлек бананы, а афрохохол – шмат хлеба с Салом. И каждый кушал свое, пока у афрохохла не сдали нервы от любопытства, и он спросил про бананы – а шо це таке? Афро-американец его любезно угостил своей едой, и ланч продолжился, пока у афроамериканца не сдали нервы от ответного любопытства, и он спросил про Сало – а что это такое? Афрохохол ответил: "Сало". Тогда смущенный афроамериканец попросил попробовать хоть кусочек диковинной еды. В ответ афрохохол взорвался: «Ну шо там пробовать – Сало як Сало!»
Еще анекдот с участием тех же афроперсонажей. Тоже в купе. Сидит дородный афрохохол, эдакий матерый человечище, и обжирается всякой снедью, включая Сало,  запивая из многолитровой сулеи самогоном-первачом. Напротив, глотая голодные слюни, сидит тощенький афро-американец, стесняясь попросить еды. Но голод – не тетка, и он все таки обращается к обжористому соседу. Тот советует ему сначала пойти выпить стаканов десять воды. Когда тот возвращается, весьма упоенный, афрохохол спрашивает: «Ну, что, хочешь еще есть?» Тот уже отнекивается. Афрохохол ему назидательно: «Вот видишь, ты хотел пить, а не есть!».
Наконец, подобная ситуация, но уже в стиле нашенского "кантри". На деревенском украинском подворье и без участия афроамериканцев (а откуда им там взяться?). Опять сидит, но уже под раскидистой вишней (яблоней, сливой, клюквой - неважно) зажиточный афрохохол, пан Кумко, обжираясь всякой снедью, включая Сало, смачно чавкая и запивая из многолитровой сулеи самогоном-первачом. У плетня, разделяющего подворья, глотая голодные слюни, стоит его сосед, такой же афрохохол, но бедный кум Панько. Но голод – не тетка, и он все таки обращается к соседу, мол, «пане Кумко, запросили б мене, ми посиділи б, вдвох веселіше». «Так заходь, перепрошую пана сусіду до нашего куреня!» - отвечает пан куму. «Так мене же ваш злющий волкодав Сірко порве!» - жалуется кум Панько. «Так отож!»
Здесь же, в Сан-Франциско, как в Штатах вообще, малейшая дискри-минация, особенно расовая, жестко преследуется по закону. Равен-ство доведено до абсурда, ведь в конце концов все расы дополняют друг друга, но каждая имеет свои преимущества. Например, истори-чески сложилось так, что белые лучше стреляют - потому цветные лучше бегают. В боксе – опять же, в итоге двухсотлетней эволюции афроамериканцы куда лучше держат удар, и куда сильнее бьют в ответ. Отттого и абсолютное первенство в боксе держат Тайсон, Льюис и другие.
Или другой, более близкий пример, уже из жизни сегодняшнего Сан-Франциско. В один колледж по конкурсу, в котором участвовали и белые, и цветные, поступили только китайцы, явно превосходящие остальных в трудолюбии и прилежании. Администрация попыталась ввести квоты – нет, сразу – суд. И он отменил это решение администрации, а поскольку студенты - одни китайцы, встал вопрос: преподавание надо вести на кантонизе или мандарине (главных диалектах китайского языка). Но воспротивились сами же студенты, многие из которых родного языка не знают, да и вообще считают себя стопроцентными янки, очень переживая из-за неизгладимой китайской внешности. Которая сохраняется в нескольких поколениях, даже если остальные будут уже белые.
А вообще-то, как по мне, все-таки системному аналитику (по главной профессии), лозунг «Свобода, равенство, братство!» - сплошь противоречивый. Его придумали пару столетий тому легкомысленные французы в эйфории штурма Бастилии, в которой в тот исторический момент находилось всего ничего семеро зеков, да и те аристократы - враги революции. Но сначала их как зеков Главной Королевской Тюрьмы, освободили из неволи, но впоследствии, уже как аристо-кратов, гильотинировали, ибо революция-то была антиаристократи-ческой!
Примерно так же поступил в романе Дюма «93-й год» аббат-контреволюционер: на корабле из-за халатного крепления сорвалась многопудовая мортира и каталась по палубе, круша борта; матрос-виновник героически закрепил ее на месте; аббат снял орден с капитана и повесил на матроса – как награду за проявленные мужество и героизм. А затем распорядился его же и повесить – за проявленную служебную халатность. Так они потом вместе и висели: матрос – на рее, награда – на матросе.
... Так вот эти гребанные участники Великой Французской революции и запустили в обиход этот самый лозунг «Свобода, равенство, братство!». Да ведь равенство сразу накладывает ограничения на свободу, братство исключает равенство (даже у близнецов один из них – все равно старший). 
А природа берет свое: многие белые американцы предпочитают китаянок, вьетнамок, японок... Потому как белые американки не просто добились жуткого равенства с мужчинами, но, преодолев пятидесятипроцентный барьер, двинулись дальше, и так углубились на мужскую территорию, и захватили столько мужских трофеев, что теряют женственность прежде девственности. Даже в семье – похвали ее украинский борщ - сразу отволокет в суд, где получишь срок за сексуальное домогательство. А на работе - ваще кошмар: при разговоре смотреть можно только в глаза, даже если у нее там зеленая катаракта. Что-то у дамы выпало - не моги сметь поднять: это будет расценено как попытка заглянуть ей под юбку. Ни в коем случае не помогай с тяжестями - будешь обвинен в стремлении унизить ее, показав, что она - слабый пол. И масса других гримас политкорректности, не очень смешных - потому как тебя при жалобе мадам выпрут с работы, а фирму суд заставит платить ей баснословную коменсацию за нарушение ее эмансипе.
И опять же на центральных плакатах на «стопах» (остановках) тема - парень и девушка нежно смотрят друга на друга, а подпись гласит: перед близостью с женщиной еще раз удостоверься, действительно ли она тоже этого хочет? И тут я многого не понимаю. Во-первых, мало того, что я, наконец, разобрался в своих весьма неоднозначных чувствах и принял трудное решение: согласный. Так что, теперь я должен проделывать эту работу за нее? Нет же, это ее проблема! Во-вторых, не догоняю: надо что, взять сначала, извиняюсь, подписку, а уж потом, пардон, - под писку?
Примерная пара на упомянутом плакате - смешанная (в расовом и сексуальном смысле). Да и все фильмы – как полицейский action, так один из напарников белого копа обязательно цветной. А потом в таких смешанных парах (не копов, а вообще, у нормальных мужчин и женщин) детки - все равно китайчата, вьетнамчата, пончики-япончики... Куколки! Даже я призадумался: а вдруг, если несмотря ни на что, у меня еще будут дети, то только китайчата!
Если же говорить серьезно о какой-то привилигированной части населения, то, кроме детей,– сеньоры. Я, выпускник Чернобыльской Зоны, всегда считал, что долгоживущими могут быть только ядерные частицы. Сан-Франциско изменил это  представление: оказалось - долгоживущими могут быть и люди, не подверженные, вроде меня и миллионов моих земляков из Украины, России и Белоруссии, губительному воздействию упомянутых частиц.
Американцы убеждены, что с годами и они состарятся. Нам, совкам, это не совсем понятно: мы старимся от забот, нищеты... В общем, много от чего... Но от лет? Просто не успеваем - средняя продолжительность мужской жизни в Украине составляет 54 года. И если мы говорили о будущем, то только о славном, но, увы, далеком, а потом оказалось – совсем далеком – коммунистическом.
А вот более практичные американцы, задумываясь о своем будущем, создали удивительный климат заботы о старших, которых и называют сеньорами. И в Сан-Франциско – обилие долгожителей. При мне, например, сдуло ветром китайского старичка. Я с другими прохожими помог ему встать, и он пошел себе дальше, ругая Бога, Мать и Мао Дзе Дуна ... на русском языке! Я с ним разговорился. Оказалось, его сдуло не потому, что ветер был такой уж сильный, что не редкость у нас, на Калифорнщине, а старичок – слабый. По причине нехилого возраста – 106 лет.
Со столетием его поздравил сам Президент Клинтон. Выяснилось также, что кроме матерных, он знает еще много русских слов и выражений, и даже – всю песню «Москва-Пекин». Всю! И я теперь располагаю полным текстом этой песни, записанным со слов Джона Шу, сдутого ветром на углу Бульвара Гири и 20-й стрит славного города Сан-Франциско.
... Города, где действительно, как певалось в упомянутой песне, «в братстве живут народы".


 

3.6. Дети разных народов


 

Таким образом, многое из того, о чем так настойчиво предупреждали большевики, в США сбылось. К сожалению, в отличие от моей Неньки-Украины: с провозглашением нэзалэжности дэржава что - подняла экономику, улучшила жизнь народа, проявила заботу о пенсионерах  и т.д., то-есть чего сделала ПО ДЕЛУ? Ни хрена - эти власть предержащие козлы только доедают труп социализма, воруют, что только можно, да убивают неугодных. Зато фасону! В этом - преуспели. И быстренько попереименовали на свой лад города, районы, улицы... станции метро. Например, ближайшую ко мне станцию "Мечникова" переназвали "Кловской". Чем провинился Мечников перед Ненькой? Может, что еврей? Или объектом научных исследований: изучал красные, а не жовто-блакытные кровяные тельца.
Ну, Мечников - бог с ним. А вот Ленин? Самая центральная станция киевского ордена Ленина метрополитена имени Ленина называлась "Ленинской". И весь интерьер был разукрашен цитатами и лозунгами Великого Октябрьского вождя.  В частности, и про интернаци-онализм, и про производительность труда как самое важное для победы общественного строя. Эту станцию переименовали в "Театральную", хотя по близости и выходу к улице Пушкина станцию бы следовало назвать "Пушкинской". Но на смену интерьера денег не нашли, и станцию, которой след быть имени Пушкина. украшают не его поэмы (или, на худой конец, хотя бы более короткие басни Крылова), а ленинские высказывания. Прежде я вообще не обращал на них внимания - в силу укоренившейся привычки Ленина не читать, а конспектировать. А тут вдруг посмотрел - и обнаружил, что все его заветы и советы на практике реализованы в США, где труд действительно стал владыкой...
И тот же интернационализм, о котором столько распинался гениаль-ный вождь: на деле сложилась новая историческая общность людей, связанных воедино общей эмигрантской судьбой, общим Трудом и общим домом - Америкой. Тут все  – эмигранты, только разных поколений. И если эмигранты первой волны уже пустили глубокие корни, то последней волны пока пускают слюни. Легкой зависти. Но с уверенностью в завтрашнем дне: человек, умеющий и желающий работать, всегда найдет себе Дело, и прокормит себя и свою семью, включая родственников, оставшихся, к примеру, в Одессе - он еще пошлет им пару копееек долларов. 
В том же Сан-Франциско мирно сосуществуют разные этнические группы , правда, селятся относительно компактно: есть Чайна-таун (Китай-город), Джапан-таун (Япон-город). Есть итальянский квартал, как называют его обитатели, «маленькая Италия». Исторически он сложился по простой произаческой причине: многие итальянцы проникали в Америку нелегально, и выехать они уже по многу лет не могли. Ностальгируя, они создали себе Италию inside. И посторонних в эту свою маленькую родину не пускают. Нет, не убивают, не угрожают. Но заламывают такую цену за рент квартиры или помещения для бизнеса, что и сам не захочешь.
И у всех своя полиция, своя мафия. И сложилось определенное между-народное разделение труда. Например, вьетнамцы - кухня, рестораны. Примерно то же - японцы. Мексиканцы на подсобных работах, во многом, из-за языковых проблем. Китайцы - сфера обслуживания, особенно знаменитые китайские прачечные - на каждом углу. Белые американцы - белые и синие воротнички. Евреи и индусы - програм-мисты. Черные американцы отношением к работе разделены примерно пополам. Одна половина работает, другая - категорически нет, считая, что за них уже  отработали предки - рабами на плантациях. И предъявили счет американскому правительству, требуя недоплачен-ное предкам.
А мне по этому поводу вснапомнился анекдот в тему, как к Папе Римскому долго пробивалась целая делегация из Израиля. Когда он её, наконец, принял, члены делегации представились потомками хозяина харчевни, где Иисус Христос провел Тайную Вечерю, по-божески не заплатив. Потомки предъявили сохранившийся счет,  Папа Римский благоразумно заплатил за Г-пода своего и всех апостолов, кроме Иуды. Таким образом, он создал прецедент  для американских цветных. 
Как по мне, я считаю иск потомков рабов еще одной гримасой так называемой "политкорректности". Кто тогда заплатит страховку за жизни белых американцев, воевавших за освобождение рабов? Да иск надо бы предъявить потомкам трайбалистских вождей в Африке, продававших соплеменников в рабство, и мусульманским купцам, занимавшимся невольничбим извозом. И, не последнее, если бы их предков не вывезли, кем бы они были в Африке, прозябающей в нищете и СПИДЕ? А тут многие вошли в американскую элиту. К примеру, второе и третье лица страны - Колин Пауэлл и Кондолиза Райс.
Разумеется, отмеченное разделение труда вовсе не абсолютно - взаимопроникновение в профессиональном плане - немалое, что не мешает  территориальным разделениям. Зато русские живут вместе с китайцами, может, из-за той фатальной песни «Москва-Пекин»: «Русский с китайцем братья навек!». Правда, когда присмотрелся, русские оказались простыми себе евреями, а китайцы - тоже, но прищурившимися. В общем, здесь я уразумел глубокий смысл будущей были, когда в каком-то одесском кафе, где-то уже в 40-х годах XXI-го века, сидят два пожилых китайца и беседуют:
- Арон, ну скажи честно, когда все-таки было лучше – тогда, при Советах, или теперь, при китайцах?
- Изя, мне  кажется, что все-таки при Советах: не надо было щуриться!
Здесь же, в Сан-Франциско, очень много экс-одесситов. Возможно, из-за привязанности к приморской жизни. Конечно, Тихий океан, по их мнению, меньше Черного моря. И, к сожалению, температура воды, омывающей мыс, выше 13 градусов не поднимается - из-за холодного течения Кюрасао. Эх, им бы сюда одесскую канализацию с частыми прорывами - сразу бы вода резко нагрелась. А вот бульвар Гири здесь называется Гирибасовской стрит, по нему фланируют бывшие одесситы в хороших шляпах. Но, конечно, до пропавшей моей в Лос Анжелесе им далеко. А в автобусе № 38, который курсирует по этому бульвару, мне доводилось слышать истинно одесские перлы:
- Что ви, место уступаю я: ВАМ же болит нога! 
- Мне 75, но на меня горят глаза у 40-летних мужчин!
- Так за чем остановка? Вперод!
 - НЕГДЕ!
 
 - Ой, а ви знаете Цилю Исаковну с ее шлемазлом сыном Мишей: когда на Молдаванке вокруг него крутилось столько приличных еврейских девочек, он спутался с шиксой-парикмахершей?
 - Ну?
 - Так Циля увезла его сюда. Подальше от цорес - той шиксы.
 - И что?
 - Так он уже здесь надыбал мексиканскую шиксу! Маленькая, черная, как ворона, ни кожи, ни рожи – сплошная жопа. И Циля уже умоляет Мишу сделать визов Оксане – раз он такой поеханный на шиксах, то лучше своя, одесская. Да еще фигуристая, да при ноге!
 - И что он сказал?
 - Мама, идите в жопу вместе со своей Оксаной!
 
 - О, Сара Марковна – чудесная женщина. Мы были с ней на Гавайях, и она пирнала в такие волны, что все акулы захлебнулись от восторга! Она тут близко, на Филлмора. Надо будет к ней зайти или позвонить...
 - Не ходите и не звоните!
 - Шо такое, она там больше не живет?
 - Она уже нигде не живет.
 
 - Моя Женечка по брачному объявлению вытащила этого шлемазла из Молдавии. Он не работает, только пьет и гуляет за ее счет. Ему  – только    РАДОСТИ, а ей – только ГОРЕ. Я ему об этом прямо сказала - так он, сволочь, мне ответил:
 - Мама, в объявлении было написано: «Ищу мужчину, готового разделить со мной РАДОСТИ и ГОРЕ».
 
 - Морнинг,- Галина Васильна! А как ваш Петр Николаич?
 - О, он сейчас СИНГАЕТ в евангелическом церковном хоре (to sing – петь, прим. А.).
 - Так он же заслуженный артист Узбекской ССР, ему платят хоть какую копейку?
 - Нет, просто СПЕНДАЕТ ТАЙМ (to spend time – проводить время - прим. А.).
 
 Наконец, уже совсем свежее, вместо эпиграфа сюда напросился анекдот: «- А как там Изя?
 - Изя – умер.
 - А, умер-зуммер – лишь бы был здоров!»
 
 .. В очереди в русском магазине.
 - Ви слышали? Умер Боб Хоуп.
 - Ой, какой ужас! Очень жаль. А кто это?
 - О, великий американский хохмач!
 - И сколько ему было лет?
 - Сто.
 - Ой, какой ужас! Не такой уж и старый мужчина - мог еще жить и жить!... -
... Русская аптека на центральном бульваре Гири. Субботний аншлаг. Очередь. Да не американская «лайн», где все чиненько располагаются подряд четко в полуметре друг от друга: дальше - «вас тут не стояло», ближе - заподозрят в сексуальных поползновениях. А нормальная советская очередь - как социалистический подход к прилавку: все тесно прижимаются друг к дружке, чтоб кто не влез, но все равно лезут, кто-то пытается качать права... И вдруг в эту толчею входит негр с маленьким ребенком да неприкаянно не может никуда приткнуться. Тут его и выручает аптекарша:

- ТОВАРИЩИ, ПРОПУСТИТЕ ИНОСТРАНЦА!

... Увы, наверное к одесситам приставка "экс" неуместна: одессит всегда остается одесситом. Даже если заводит детей с детьми самых разных народов.


 

  3.7. Калифорния - без Кучмы!


 

В первый же день в Америке я был просто поражен, оказалось: наши “баксы” – это ихние доллары! Так я получил ответ на давно мучивший меня как украинского патриота вопрос: почему баксы подписаны на английском и там американские президенты с Белым Домом и другими прибамбасами? И не по этой ли прозаической причине калифорнийский патриотизм просто убил во мне и так дистрофичный украинский? Боже ж ты мой, если бы гривна и врач конвертировались по тому же курсу, что и патриотизм! 
Кроме отличия с баксами, другое отличие Сан-Франциско от Киева, которое сразу бросилось в глаза – никаких тебе палаток на Маркет-стрит (тутошний Крещатик) с политическими голодающими, ни одного лозунга «Геть Кучму!», «Калифорния - без Кучмы!» Правда, их центральная площадь Union squаre («Площадь Соединения») тоже, как и наш Майдан Незалежности (т.е. «Разъединения»), перекопан и обнесен забором.
Грешным делом подумалось - неужели все-таки УНА-УНСО (с одной стороны) и кучманоиды (с другой) добрались и сюда – первые поставили палатки, вторые – нагнали археологов в штатском на археологические раскопки в поисках памятников Киевской Руси?
С другой стороны, можно ли себе представить подобное в Америке, где вышли бы на улицы протестанты, требуя, чтобы Буш подал в отставку? Пусть многие американцы им весьма недовольны, но он - их Президент. И действительно, как может группа лиц (пусть и многотысячная), требовать подобной отставки. Другое дело, что за то, что натворил наш Гарант Ночной Конституции, тут бы его давно подвергли импичменту и прогнали - но в рамках закона. И как мудро поступили американцы, да и многие другие страны, включая, к примеру, Бразилию (Бразилиа), наш Казахстан (Астана), когда столицу страны (а в США - и штатов) выносят в отдельный город! Может, помнят Черчилля: "Революции делают подонки больших городов!" Ведь и октябрьский переворот учинили большевики в Петрограде, опираясь на сотни тысяч дезертиров и люмпенов, ошивавшихся тогда в Петрограде. Главное, великий практик революции В.Ульянов кинул подходящий лозунг: "Грабь награбленное!" И "процесс пошел" (как говаривал Михал Сергеич Горбачев), а большевики его затем "углУбили" (опять любимое словцо Михал Сергеича) и расширили на одну шестую часть света, превратив ее в такую же часть тьмы.
И будь столица Украины не в Киеве, разве стали бы ставить палатки на Крещатике? А во всех этих делах с "кассетным скандалом", делом обезглавленного журналиста Гонгадзе и Мельниченко, ныне моего земляка, меня больше всего достает первобытное хамство в президентском кабинете, мат и разговоры - как в простой бандитской малине. И сама речь Первого лица страны, официально признанного несколько лет подряд "кращою людыною року". Что же говорить об остальных "людынах" этой несчастной страны, если этот - "краща".
Что же касается моей шутки «Калифорния - без Кучмы!», то она может оказаться пророческой: при стечении определенных исторических обстоятельств Леонид Данилович попытается эмигрировать в Америку. А у американских иммиграционных служб сложился устойчивый безусловный рефлекс в отношении высокопоставленных украинских и российских чиновников – уже на границе сразу их вяжут и волокут в каталажку (последний пример – госсекретарь Союза Россия-Белоруссия П.П.Бородин). Между прочим, после этого группа сотpудников ФБР была нагpаждена медалями "За взятие Бородина". В ответ российское пpавительство учредило медаль "За освобождение Боpодина", наградив ею сотрудников ФСБ, отбивших Пал Палыча. Кроме того, возник новый российский прецедент: второе лицо  Союза Россия-Белоруссия - невыездной! Но уже - по наружным, а не внутренним причинам!
Так что Кучму повяжут и, по его просьбе, запустят к свояку-подельнику П.И.Лазаренко – в нашу, сан-францисскую тюрьму. Что ж, землякам всегда рады... Правда, Палываныч стал давать показания на Леонидданилыча, где речь пошла об украденном миллиарде. Американская Фемида может перевести его в мелкие сошки и далее - в свидетели, если он по-настоящему "сдаст"  кита.
...А вот многие мои шутки, к сожалению, оказываются пророческими..


 

3.8. Туалеты типа «Сортир»? Нет, сортиры типа «rest room»


 

...И не только шутки мои - все того же Ульянова (печально известного под псевдонимом Ленин) – тоже. Именно здесь, в Сан-Франциско, я убедился: не зря гениальный вождь так настойчиво шутил, что когда цивилизованные кооператоры отберут у капиталис-тов всё золота мира, то построят из него (золота, а не мира) общественные уборные.
Тема, скажем так, несколько попахивает тем, что уже не пахнет. Но, без ханжества, многие прославленные поэты-романтики её отнюдь  не чурались. Например, великий пролетарский поэт Маяковский:


 

 
“Я достаю из широких штанин …
Смотрите, завидуйте!.”

 

Ему вторит Лауреат Нобелевской премии Бродский:

 


    
    

“Вот выходит гражданин,
достающий из штанин.
А почем та радиола?
Кто такой Саванаролла?

 

Самый народный поэт Росии Николай Рубцов:

 

 
“Опять какая-то зараза
сходила мимо унитаза!”

 

Да я и сам, в общем-то, воздал должное:

 

 
“Не как мясник, а как поэт
Откроюсь в час досужий:
Я уважаю туалет.
К чему скрывать?
Он с детских лет
Был нам как воздух, нужен.

Сюда, устав от суеты
обеденных прелюдий,
Мы заходили, как скоты,
Опустошая животы,
- Чтоб снова выйти в люди.

И если вдруг средь бела дня,
Скончаюсь ненароком,
Прошу похоронить меня
В родном приюте, не кляня,
С заветной надписью “Мужская! над порогом.”

 

Так вот все туалеты Сан-Франциско – может, и не из золота, но из какого-то волшебного серебристого металла. Кажется, платины. Да не в этом суть, главное - по чистоте, сервису, и всему остальному – своего рода Храмы Уважения к Человеку. И называются – «комната отдыха». И, не будем лицемерить, не зря: а где еще можно испытать настоящее облегчение?
Меня же, как строителя, привлекла и такая деталь: рядом с любой стройкой сразу устанавливается передвижной биотуалет, отвечающий американскому стандарту. Не то, что на стройках моей бедной родины в качестве туалетов используются уже готовые помещения (кроме помещений собственно туалетов). И когда новоселы, по обычаю, пытаются на счастье запустить перед собой кота или кошку, во многих случаях эти гордые и осторожные животные отказываются: во-первых, не переносят запаха человечьих отходов, во-вторых, было много случаев, когда под ними проваливались перекрытия из-за низкого качества строительных работ.
...Так нашенские строители вносят посильный вклад в борьбу с вредными предрассудками!